ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ МГУ
Различные значения термина "психология". Донаучные (Тайлор) и философские (Платон, Аристотель, Декарт) представления о душе. Характеристика и классификация явлений сознания. Неосознаваемые психические явления. Определения психики и сознания. Психология как наука. Специфика научного психологического знания по сравнению с житейским. Способ получения, хранения и передачи научного знания. Типы научных объяснений. Критерии хорошей теории. Наука и псевдонаука. Научные и псевдонаучные психологические практики. Классификация основных отраслей психологической науки. Психофизическая проблема: варианты ее постановки и пути решения.

Основные определения
ПСИХОЛОГИЯ
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ
ψυχή «душа; характер» λόγος «учение» — научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
ДУША
ЧТО ТАКОЕ ДУША
Душа́ (от старослав. доуша) (греч. ψυχή, лат. anima) — бессмертная субстанция, нематериальная сущность в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу
НАУКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ
область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На этой основе выполняется синтез новых знаний или обобщения, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления
ЭДВАРД ТАЙЛОР
Э́двард Бёрнетт Та́йлор — английский этнолог, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнологии и антропологии.
Всемирную известность Тайлору принесла разработанная им анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии. Тайлор противостоял дарвинистам, которые воспринимали первобытного человека как полу-животного. У Тайлора же человек был «дикарем-философом», чья культура была высоко развита. Подход Тайлора основан на представлении о первобытных людях как о достаточно рациональных существах, которые обладали особым способом видения мира.
ЭДВАРД ТАЙЛОР ДАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУШИ
4 ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУШИ ПО ТАЙЛОРУ

- Душа это что-то нематериальное
- Душа есть причина жизни
- Душа управляет поведением и мыслями человека
- Душа может существовать отдельно от тела

Э́двард Бёрнетт Та́йлор
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУШИ
ПЛАТОН
Плато́н (др.-греч. Πλάτων, между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.
Платон и его философия
Кратко о философии Платона

Душа - это ЭЙДОС ЖИЗНИ. Эйдос - руководящее начало жизни.
Душа существует в мире идей и существует вечно.
ПЛАТОН
древнегреческий философ
ЭЙДОС
Впервые у Платона термин «эйдос» появляется в диалоге «Евтифрон».
В досократовской натурфилософии (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит) эйдос понимается как фиксация, организация вещи в чувственно воспринимаемом континууме, то есть эйдос в наиболее конкретном понимании — организующая, фиксирующая наружность, которая «позволяет» вещи собственно существовать (быть видимой, иметь облик, восприниматься как образ и т. п.). Такое эйдотическое оформление вещи мыслится как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало (архэ, ἀρχή) начала активного, воплощающего закономерность мира; такое начало (логос, λόγος; нус, νόος и т. п.) ментально и целеполагающе тем, что [как раз] несет в себе эйдос будущей вещи.
Слово «эйдос» впервые появляется в гомеровском эпосе, где обозначает «наружность», и преимущественно «прекрасную» наружность. В ранней натурфилософии эйдос понимается почти исключительно как образ; Демокрит фиксирует термином «эйдос» принципиальную изначальную оформленность структурных единиц мироздания (атом у Демокрита также обозначается этим термином). Парменид, предвосхищая идеализм, развивает понимание эйдоса как собственно уже сущности вещи, но ещё так или иначе видимой.
Таким образом, в древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этом смысле понятие эйдоса оказывается фактически эквивалентно понятию идеи (ἰδέα — внешний вид, внешность, наружность). Соотношение эйдоса с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью эйдоса мыслится как «овеществление» этого эйдоса, превращение абстрактности эйдоса в неабстрактность вещи. Это задает семантическую связанность понятия эйдоса с понятием формы. И если феномен субстрата в античной культуре сопрягается с материальным (соответственно — материнским, женским) началом, то феномен эйдоса — с идеальным (отцовским, мужским).
АРИСТОТЕЛЬ
др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 год до н. э., Стагира, Фракия — 322 год до н. э., Халкида, остров Эвбея
древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления, заложил основы современных естественных наук.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Коротко о философии Аристотеля
Аристотель. философия кратко

душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью.
...Что такое душа и каково ее самое общее определение. Итак, под сущностью мы разумеем один из родов сущего; к сущности относится, во-первых, материя, которая сама по себе не есть определенное нечто; во-вторых, форма или образ, благодаря которым она уже называется определенным нечто, и, в-третьих, то, что состоит из материн и формы. Материя есть возможность, форма же – энтелехия, а именно в двояком смысле – в таком, как знание, и в таком, как деятельность созерцания. По-видимому, главным образом тела, и притом естественные, суть сущности, ибо они начала всех остальных тел. Из естественных тел одни наделены жизнью, другие – нет. Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом (di'aytoy). Таким образом, всякое естественное тело, причастное жизни, есть сущность, притом сущность составная. Но хотя оно есть такое тело, т. е. наделенное жизнью, оно не может быть душой. Ведь тело не есть нечто принадлежащее субстрату (hypokeimenon), a скорее само есть субстрат и материя. Таким образом, душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью.

Сущность же [как форма] есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела. Энтелехия же имеет двоякий смысл: или такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что душа есть энтелехия в таком смысле, как знание. Ведь в силу наличия души имеются и сон, и бодрствование, причем бодрствование сходно с деятельностью созерцания, сон же – с обладанием, но без действования.

У одного и того же человека знание по своему происхождению предшествует деятельности созерцания. Именно поэтому душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами. Между тем части растений также суть органы, правда совершенно простые, как, например, лист есть покров для скорлупы, а скорлупа – покров для плода, корни же сходны с ртом: ведь и то и другое вбирает пищу. Итак, если нужно обозначить то, что обще всякой душе, то это следующее: душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего органами. Потому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать ни относительно воска и отпечатка на нем, ни вообще относительно любой материи и того, материя чего она есть. Ведь хотя единое и бытие имеют разные значения, но энтелехия есть единое и бытие в собственном смысле.

Итак, сказано, что такое душа вообще. А именно: она есть сущность как форма (logos), а это – суть бытия такого-то тела, подобно тому как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например топор. А именно: сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если ее отделить, то топор уже перестал бы быть топором и был бы таковым лишь по имени. Однако же это только топор. Душа же есть суть бытия и форма (logos) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя. Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма (глаз же есть материя зрения); с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный глаз.

РЕНЕ ДЭКАРТ
René Descartes [ʁəˈne deˈkaʁt], лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм)
Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Метод Р. Декарта называют реалистическим.
Его рационализм основывается на таких методах познания:
математическом методе (попытке всеобщей математизации научного знания);
дедукции (действии ума от предпосылок к следствию, от общего к частному);
интеллектуальной интуиции (представлении в уме фундаментальных истин, не вызывающих сомнений).
В свою очередь, основой картезианской (декартовой) психологии являются два суждения:
все сущее разделено на телесную и духовную субстанции;
сознание противоположно телу.
Декарт о душе
Мы не можем сомневаться в том, что мыслящий субъект, в то время как он мыслит, не существует; это будет противоречием! Следовательно: «Я мыслю – следовательно, я существую» - первичное и достовернейшее положение. Т.е., мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая-либо телесная вещь.
Мышление – всё, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой. Мышление = сознание = психика.
Мыслить значит: понимать, желать, воображать, чувствовать.
Мышление – чисто духовный абсолютно бестелесный акт, которой Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанцией. Это субстанция – дух, душа.

Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т.е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека). Собственные проявления души – желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты.

Душа соединена со всем телом, но в большей степени ее деятельность связана с мозгом, особенно с шишковидной железой. Душа может вызывать различные движения в этой железе. Соответственно, железа вызывает движение животных духов, таким образом, душа может вызывать произвольные движения тела.

Коротко о философии декарта
Декарт философия кратко

ЭРИХ ФРОММ
Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура — страсти человека, и тревоги его — продукт культуры»
Явление сознания - все наши мысли, чувства, весь наш субъективный опыт, который мы находим внутри нас занимаясь самонаблюдением
ДВА КЛАССА
ПСИХИЧЕСКИХ ( ДУШЕВНЫХ) ЯВЛЕНИЙ
Душа = Психика
ОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
осознание в котором присутствуют познание, чувства и воля и субъект может дать себе отчет в том, что это с ним происходит.
НЕОСОЗНАННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Осознавание без мыслей, чувств и желаний. Психические явления которые существуют без знания субъекта о том, что они есть. Но они есть.
Вениами́н Алексе́евич Снегирёв
октябрь 1841 — февраль 1889 / русский философ-идеалист, логик и психолог, профессор Казанской духовной академии.
Снегирёв заявил, что психология должна быть своего рода естественной наукой. «Психология должна всесторонне описать, классифицировать и объяснить все душевные явления». Лекции Снегирёва по психологии пользовались бо́льшим успехом у слушателей, чем по логике, в значительной мере потому, что первые лекции были гораздо более обработаны, более оригинальны и доступны, а в лекциях по логике он пользовался сравнительным методом. От философии он требовал общедоступности изложения и этого думал достигнуть при взгляде на психологию, как на центральную философскую науку, на которой основывается всякое философское знание.
Специфика явлений сознания - реальность отличная от материальных явлений
Характеристики явлений сознания
1. Идеальность
2. Сверхчувствительность
3. Субъективность

Субъективный мир связан с внешним миром через органы чувств и является отражением внутри нас внешних объективных явлений.
Идеальность является характеристикой мира идей. Наши идеи о материальном мире являются нашим внутренним идейным отражением внешнего мира.
Сознание это отражение материального мира в виде идей.
Сверхчувствительность - это наше знание или ощущение нашего внутреннего мира, того что этот мир существует где-то внутри нас.
Явления сознания не могут существовать без субъекта, поэтому всегда требуется его наличие как наблюдающего за внутренними и внешними явлениями.

Характеристики внешней реальности
1. Материальность
2. Дана человеку через органы чувств
3. Объективность
Гео́ргий Ива́нович Челпа́нов
16 [28] апреля 1862, Мариуполь — 13 февраля 1936, Москва — русский философ, логик и психолог.
Книга Челпанова «Мозг и душа» — ряд публичных лекций, прочитанных в Киеве в 1898—1899 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает своё исследование словами: «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм».
КЛАССИФИКАЦИЯ ДУШЕВНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Наблюдая душевную жизнь свою собственную и других: людей, мы замечаем огромное многообразие душевных явлений, их постоянную смену, текучесть и сложность. Чтобы иметь возможность сделать их предметом научного наблюдения, необходимо распределить все душевные явления на группы или классы более или менее однородных явлений
ПОЗНАНИЕ
ощущение внешнего
Являясь простейшим познавательным актом, возникая под влиянием известного раздражения, ощущение необходимо предполагает определенный коррелат - именно ощущаемое и возникает даже у низших животных. В процессе ощущения на наше сознание что-то действует извне. Я ощущаю голубой цвет неба, я ощущаю холод льда, к которому я прикасаюсь.
ЧУВСТВА
отношение к чему либо
Существенным признаком чувства является наличность удовольствия или страдания. У чувства нет отражения во внешнем мире. Оно существует только в нас самих, имеет чисто субъективный характер и служит как бы посредствующим звеном между познавательными и волевыми процессами. Проявление отношения субъекта к внешним и внутренним проявлениям.
ВОЛЯ
действие направленое к цели
Характеризуется наличностью активности, стремления воздействовать на внешний мир. Например, я вижу стакан с водой. В этом случае я до известной степени пассивен. Я беру стакан с водой и пью. Это есть действие под влиянием влечения; в нем я активен. так же можно рассматривать мыслительную деятельность направленную на решение конкретной задачи.
душевная жизнь простейшего организма
Рассмотрим душевную жизнь какого-нибудь простейшего организма. Он всегда на воздействие внешнего мира реагирует, т.е. отвечает определенным чувством и движением. Мы знаем, что в самом простейшем организме имеются ощущающие и двигающие нервы, и организм состоит как бы из двух частей - реципирующей и активной. Различные раздражения заставляют организм реагировать на них. Сущность процесса реакции состоит в том, что при действии раздражений на концевые аппараты ощущающих нервов, организм получает то или иное ощущение (момент рецептивный), к которому присоединяется какое-либо чувство - удовольствия пли страдания. Смысл появления этих последних элементов заключается в том, чтобы указать организму значение того или иного раздражения для его благополучия. Удовольствие получается в случае благополучия и неудовольствие - в случае неблагополучия. Соединяясь друг о другом, процессы ощущения и чувство приводят организм в определенное движение (момент активный). Чувства, таким образом, являются связывающим звеном между ощущением и волевым движением.

Таким образом, уже на реакции простейшего организма мы видим нераздельность трех моментов: ощущения, чувства и движения. Мы видим, другими словами, что ощущение, чувство и движение представляют первоначально единичный акт в процессе душевного переживания; на этом примере мы можем также видеть, что представления могут вызывать движения, потому что они изначала связаны этими последними.

Процесс реакции, как мы его сейчас видели у элементарных организмов, протекает таким же образом и у высших организмов. Это и убеждает пас в том, что вообще все душевные переживания состоят из трех нераздельных, непосредственно связанных друг о другом элементов.

ДУШЕВНЫЙ / ПСИХИЧЕСКИЙ АКТ
Итак, мы видим, что всякий душевный акт, самый простой и самый сложный, состоит из трех составных частей - интеллектуальной, эмоциональной и волевой, нераздельно связанных между собою. Лишь вследствие преобладания того или иного элемента в реальном психическом переживании, мы относим последний к области познания, чувства или воли. В действительности все виды душевных переживаний составляют нераздельный психический элемент. В этом смысле попытка выводить все виды душевных переживаний из одного основного класса совершенно утрачивает всякое значение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ
Субъективное отражение объективного мира, необходимое для жизни и деятельности в нем, а так же управления своим поведением. Основная функция психики заключается в жизнедеятельности человека во внешнем мире. Психика обслуживает наше поведение.
Валерий Викторович Петухов

Советский и российский психолог, кандидат психологических наук, доцент, затем профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, получивший почетное звание «Заслуженный преподаватель МГУ», соавтор 3-х томов книг «Общая психология».
Владимир Викторович Столин
Российский психолог и предприниматель.
В 1970 г. окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ). Доктор психологических наук (1985 г.), профессор. Автор свыше 100 научных публикаций, в том числе 3 монографий, и более 100 статей на темы менеджмента и организационного поведения, психологического тестирования
Сознание
высшая форма психики свойственная человеку, отражающая реальность о которой человек может дать себе отчет. Необходимо для организации совместной жизни людей.
Видео версия лекции
запись лекции опубликованная на YouTube
Видео версия / Тема 1.
Общая характеристика психологии как науки

продолжительность 03:16:00 смотреть лучше с 01:09:00
Вопросы к семинарским занятиям и литература к ним

1. Что изучает психология. Характеристика явлений сознания, поведения, неосознаваемых психических процессов.

Общая психология. Том 1. Введение. Книга 1
266-274 (Снегирев; Челпанов),
281-290 (Макдаугалл; Кантор)
305-309 (Юнг).


2. Специфика научного психологического знания в сравнении с другими видами знания. Наука и псевдонаука.

Общая психология. Том 1. Введение. Книга 1
314-342 (Гросс),
477-485 (Оллпорт),
492-520 (Феофан Затворник; Петухов, Столин),
602-604 (Дауден).

3. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологическая наука и практика.

Общая психология. Том 1. Введение. Книга 1
558-559 (Кедров),
588-596 (Мадсен; Годфруа).

Дополнительная литература:

Общая психология. Тексты: в 3 т. Том 1. Введение. Книга 1 / Ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. Все тексты, не вошедшие в основную литературу; Ревонсуо А. Психология сознания. Питер, 2013.