Психология как наука.
Специфика научно-психологического знания. Сравнение научной и житейской психологии.

- лекции факультета психологии МГУ -
-основы психологии -
ЦЕЛЬ НАУКИ
Характеристика основной цели науки - понять тот мир, в котором мы живем (и нас самих также), то есть объяснить те явления мира, с которыми мы сталкиваемся.
Для начала необходимо определить, что есть "научное исследование".
Здесь мы обратимся к теории дедуктивного научного исследования Карла Поппера, которая является наиболее предпочтительной в науке. Некоторые также используют индуктивные исследования, но более редко и со своей спецификой.


Карл Поппер
австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия
Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода, а также энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.
Дедуктивное исследование позволяет получить более достоверное знание.

Выявление проблемы - теория - Из теории выводится следствие, которое называется предсказанием/гипотезой - проверка гипотезы с помощью научных методов (метод наблюдения, теста, беседы, опроса, эксперимента) - вывод

Если теория верна, то при определенных условиях будут наблюдаться определенные эмпирические данные


Как это работает
1
Первый этап
Выявление проблемы - это признание того, что есть пробелы в какой-либо области знания.
2
Второй этап
Это предположение, как можно объяснить то или иное явление.
Оба вышеназванных этапа можно назвать "творческими", именно в них необходимо участие талантливых ученых, способных видеть и формулировать проблемы, а также генерировать идеи.


3
Третий этап
Это логический вывод следствия из второго этапа. Если теория (второй этап), предложенная для объяснения определенных явлений верна, то из этого логически следует, что при определенных условиях будут наблюдаться определенные эмпирические данные.
4
Четвертый этап
Проверка "предсказаний": верно ли спрогнозирована пара "условия-следствия". На данном этапе используются различные методы - наблюдения, измерения, эксперименты, опросы и т.п.
Третий и четвертый этапы являются "техническими" - т.е. требуют стандартных подходов и могут выполняться рядовыми специалистами.


5
Пятый этап
На пятом этапе необходимо сделать вывод о истинности или ложности рассматриваемой теории.

Логика вывода строится следующим образом:
Если из предлагаемой теории, объясняющей какие-либо явления, логически следует гипотеза о том, что при определенных условиях будут наблюдаться какие-либо эмпирические данные и эта гипотеза при проверке подтверждается, то предлагаемая теория претендует на то, чтобы быть истинной; если же нет, то теория ложная.


В заключении делаем вывод о специфики приобретения научных знаний:

все теоретические представления исследователей, объясняющих те или иные явления, обязательно проходят процедуру проверки на истинность/ложность по совершенно четким и понятным критериям; в этих исследованиях обязательно есть цель, план и логика.

По такой же схеме пишется большинство научных статей. По сути они являются отчетом о проведенных исследованиях. Именно эту схему необходимо использовать проводя собственное исследование. Эта схема является авторитетной для подавляющего большинства ученых.


Хранение научных знаний
Для научных знаний (НЗ) свойственна определенная форма хранения. Обычно, НЗ публикуются в соответствующих журналах и монографиях. Специфика данных публикаций состоит в том, что по сути она является отчетом об исследовании, который содержит два аспекта:
НОВОЕ ЗНАНИЕ
Презентуется в издании непосредственно само новое знание, которое получено в результате проведенного исследования
01
САМА ПРОЦЕДУРА
Детальная процедура получения знания, которую может повторить. Таким образом, любой ученый имеет возможность проверить результаты данного исследования, проведя самостоятельную проверку по указанной процедуре. Это обеспечивает открытость и прозрачность результатов, делает знание более авторитетным.
02
знания
Передача знаний
Источниками научного знания могут быть лекции, научная литература, обсуждения на семинарах, приобретение умений, которые можно использовать, и т.п.

Также есть другие источники, из/от которых мы также можем получать информацию: книги, фильмы, учителя, родители и т.д. Эти источники могут иметь "ненаучное" (не прошедшее процедуру доказательства) происхождение - мы в них просто верим. Такое знание определяется как иррациональное. Мы считаем это знание истинным, мы ему верим, т.е. убеждены в истинности на основе веры.
Френсис Бэкон
английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма.
Бэкон был сторонником строго обосновываемого, доказательного научного подхода. Он разрабатывал антисхоластический метод научного познания, стремясь по ходу дела выходить за пределы, задаваемые языком схоластики, которым он, как и другие философы того времени, всё ещё вынужден был пользоваться (как это отмечал применительно к Декарту русский философ В. С. Соловьев). Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных. Вместе с тем, Бэкон вышел на проблему дедукции как метода научного исследования и собирался в этой связи переписать свое понимание науки по отношению к ее требованиям.
"Почему мы верим?"
Основные причины
(на основе изучений Френсиса Бэкона):
Авторитетный источник
верим, т.к. знания исходят из авторитетного источника (например, родители или эксперты в какой-либо области);
Все верят
верим, потому что так считают многие (большинство не может ошибаться);
Откликается
верим, потому что они созвучны нашим чувствам/желаниям и мы хотим, чтобы так было.
Феофраст
Theophrastus Eresius; род. ок. 370 до н. э., в г. Эрес, остров Лесбос — ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., Афины — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки.
Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры», сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д., причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание. Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз (когда принято было посылать учителю вознаграждение) оставляет детей дома. Нередко говорят о взаимном влиянии Характеров Теофраста и персонажей новой греческой комедии.
Возьмем в качестве примера "трусость":

Трусость - это некая душевная слабость, выражающаяся в
неспособности противостоять страху, а трус вот какой человек. В море он
принимает утесы за пиратские корабли. А едва начинают подыматься волны,
спрашивает, нет ли среди плывущих непосвященного в мистерии. И подымая
затем голову к кормчему, выспрашивает у того, держит ли он правильный
курс в открытом море и что думает о погоде; а своему соседу говорит, что
видел зловещий сон. Затем снимает свой хитон, отдает рабу и умоляет
высадить его на берег. А на войне, когда отряд, в котором он находится,
вступает в бой, он призывает земляков остановиться рядом с ним и прежде
всего оглядеться; трудно, говорит он, распознать и отличить своих от врагов.
Слыша боевые крики и видя, как падают люди, он говорит стоящим возле воинам, что в спешке забыл захватить свой меч, и бежит к палатке; затем посылает раба с приказанием разузнать, где неприятель. В палатке он прячет меч под подушку и потом долго мешкает, как бы разыскивая его. Если
увидит, что несут раненым одного из друзей, то, подбежав, ободряет,
подхватывает и помогает нести. Затем начинает ухаживать за раненым: обмывает рану губкой и, сидя у изголовья, отгоняет мух от раны, словом, делает все, лишь бы не сражаться с врагами. А когда трубач затрубит сигнал к бою, то, сидя в палатке, бормочет: "Чтоб тебя черти побрали! Не даешь человеку заснуть, только и знаешь трубить". И весь в крови от чужой раны, он
выбегает навстречу воинам, возвращающимся с поля боя, распространяется о том, что он с опасностью для жизни спас одного из друзей. Потом приводит земляков и граждан своей филы поглядеть на раненого и при этом каждому рассказывает, что сам своими руками принес его в палатку.

Реймонд Кеттел
одни из первых специалистов по экспериментальной психологии в США
британский и американский психолог, внёсший существенный вклад в развитие дифференциальной психологии в областях черт личности, способностей и мотивации. Автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, автор теории флюидного и кристаллизованного интеллектов. Являлся последовательным сторонником мультивариативных исследований в психологии. Опубликовал 55 книг и более 500 статей. Автор 16-факторной модели личности и создатель соответствующей психодиагностической методики.
исследуемая личность имеет очень высокую степень тревожности
И для сравнения возьмем также выдержку из теста Р. Кеттела ("16 личностных факторов"), с помощью которой можно определить степень тревожности. Если на все приведенные вопросы теста был ответ "да", то можно сделать вывод, что исследуемая личность имеет очень высокую степень тревожности, которая характеризуется определенным поведением в ряде ситуаций (в методике оценки личностных факторов есть подробное описание для каждого из факторов; когда тревожного человека критикуют на людях, его это крайне угнетает; если его вызывает к себе начальник, то он беспокоится, что сделал что-то не так; довольно часто он избегает встреч с кем-то, так как чувствует себя должником, не выполнившим обещание; если его знакомые плохо обращаются с ним и не скрывает своей неприязни, он падает духом; и так далее). Большинство людей относится к среднему типу - где результаты ответов да/нет будут делиться примерно в пропорции 50/50.


Описание "тревожности" Р. Кеттела считается истинным, т.к. есть пройденная процедура эмпирической проверки на истинность(проведены исследования, сделаны официальные выводы, у любого ученого есть возможность ознакомиться с результатами исследований и увидеть, как будет вести себя тревожный человек в определенной ситуации). Описание Феофраста может быть истинным, а может и не быть, т.к. нет ссылки на процедуру опытной проверки, т.е. нет критериев оценки (= ненаучное знание). Если мы найдём какие-либо эмпирические обоснования заключения Феофраста, тогда можно будет сказать, что представленное им знание является научным.

Также можно привести пример с вопросом о существовании Бога. Верующий человек безусловно ответит, что он есть - и, вероятно, будет прав. Но убежденный атеист будет утверждать обратное - и также, возможно, будет прав. Возможны оба варианта ответа на этот вопрос. Но наука говорит, что ни одно из этих утверждений не имеет эмпирического обоснования, а значит эти знания, которыми руководствуются люди, не являются научными по своему происхождению. Это другого рода знания, которые мы обозначили ранее как иррациональные. Можно верить в ту или иную точку зрения, но научность знания определяется возможностью (и фактом) доказательства чего-либо.

- определение научной психологии -

Научная психология

Таким образом, научная психология - это психология, которая опирается на знания, полученные в результате проведения научных исследований (знания, которые прошли эмпирическую проверку на истинность).
5 характеристик научного знания
Итак, обозначим, чем характеризуются научные знания
1
эмпирический путь
Способом приобретения знаний. Знания приобретаются эмпирическим путём
2
Форма хранения
Формой хранения в виде научные публикации в авторитетных источниках
3
Способ передачи
Способом передачи. Выступления перед научным сообществом. (лекции и т.д. - из авторитетных источников)
4
Объяснение
Содержательной характеристикой (главное содержание - это объяснение)
5
Соответствие идеалу
Степенью соответствия той или иной научной теории, некоему идеальному образцу, который можно назвать "идеальной теорией" (критерии будут приведены далее)
Основная цель науки
Основная цель науки - создать эмпирически подкрепленную теорию, которая могла бы объяснить определенное явление мира. Т.е. главное содержание научного знания - это объяснение явлений мира, с которыми сталкиваются ученые.

А что значит объяснить какие-то явления мира? Оказывается, с точки зрения философов науки объяснения могут быть самые разные, и поэтому познакомимся с основными типами объяснений мира, которые наиболее распространены в настоящее время в научной психологии.
Шесть типов научных объяснений явлений мира
по работам известного американского психолога Элизабет Валентайн, которые по сути представляют собой ответы на разные типы вопросов:
Обобщающие объяснения
Их суть в том, чтобы либо дать определение изучаемых явлений, либо построить их классификацию.
Что значит дать определение? Дать ответ на вопрос "что это такое?".
Пример - определение психики (психика - это субъективное отражение объективного мира). Ученый задался вопросом, что такое психика, дал объяснение, определение - и когда определение дано, можно его обсуждать и критиковать: уже есть что.
А построить классификацию - значит, определить специфику каждого класса. Это тоже по сути ответы на вопрос. Что такое явление, относящееся к познанию? Что такое явление, относящееся к чувству? Что такое явление, относящееся к волевым процессам?
Специфика обобщающих объяснений: они обычно предшествуют всем другим типам объяснений. Пример: если психолог говорит «Я хочу изучать сознание», нужно дать определение, что такое сознание.
Вопрос: что это такое?
Функциональные объяснения
Это установление закономерных связей между явлениями без указания того, что является их причиной. В психологии есть целый ряд функциональных объяснений, они формулируются в виде законов.
I = U/R
Пример - известный закон: сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. Вот это функциональное объяснение, так устанавливается связь между тремя реальностями, которые здесь указаны, и это и есть ответ на вопрос о том, как связаны между собой те или иные интересующие исследователя явления.

Вопрос: как связаны между собой разные явления?

Причинные объяснения
Это ответ на вопрос о причинах того или иного явления.
A→B
Пример. Символически причинная связь иллюстрируется здесь символами A и B, где стрелка указывает то, что А является причиной, так символически часто записывается причинно-следственная связь. Причинное объяснение устанавливает, что какое-то явление А является необходимым и достаточным условием для возникновения явления В. Это значит, что событие В всегда появляется после события А. Что значит является достаточным условием? Это значит, что никакого другого дополнительного условия кроме А не требуется, чтобы появилось В. Вот так устанавливается причинно-следственная связь. Нужно доказать, что А является необходимым и достаточным условием для В. Формулируется это условие. Для доказательства причинно-следственной связи используются довольно сложные экспериментальные процедуры. Доказательства причинно-следственной связи требуют определенных знаний и умений. Мы попробуем это делать в магистратуре
Вопрос: в чем причина этих явлений?
Структурные объяснения
Ответ на вопрос, как устроены те или иные явления или процессы.

Пример: для того, чтобы объяснить движение автомобиля, я должен описать устройство механизма, благодаря которому автомобиль движется. Это набор определенных элементов, связанных друг с другом.

Подобное объяснение вы будете встречать в психологии, где психологи пытаются объяснить строение какого-то явления или психического процесса. Он также будет описываться как состоящий из каких-то узловых элементов, которые связаны друг с другом.

Вопрос: как устроены эти явления?
Телеологические объяснения
Их цель - объяснить, для чего возникают те или иные явления или происходят те или иные события.

Пример: тема эволюции психики известного отечественного учёного Алексея Николаевича Леонтьева будет нам объяснять, для чего живому организму понадобилась психика. Мы увидим, что в его теории происхождения психики присутствует вот это самое телеологическое объяснение.

Вопрос: для чего существуют те или иные явления?
Герменевтические объяснения
Направлены на понимание смысла наблюдаемых явлений.

Пример - это работа психоаналитика по толкованию сновидений. В общем виде: психоаналитик объяснить, почему человек видит определенный сон, может только в том случае, если поймет смысл этого сновидения.

Вопрос: в чем смысл этих явлений?
Что такое
"хорошая теория"?
Критерии хорошей теории по Р. Гроссу
Важно! Этот список не ограничивается исключительно критериями научности, т.е. «хорошая» теория — это не только «научная» теория; существуют и другие не менее важные характеристики, которые также необходимо учитывать.
10 критериев хорошей теории
Эмпирическая обоснованность
Научная теория - это теория, которая обязательно прошла эмпирическую или, иными словами, опытную проверку на истинность или ложность. Чем больше предсказаний или гипотез можно логически вывести из той или иной теории, чем больше этих предсказаний получили подкрепления при их опытной проверки - тем лучше.
01
Адекватность
Хорошая теория должна как можно более точно отражать ту реальность, которую она пытается объяснить.
02
Понятность
Хорошая теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее ясно понимал любой человек, который в определенной степени знает язык, математику и способен к логическому рассуждению.
03
Способность предсказывать события
Хорошая теория должна объяснять не только уже свершившиеся события, но и предсказывать будущее и поведение каждого конкретного человека в конкретной ситуации.
04
Внутренняя согласованность
Хорошая теория должна быть внутренне согласованной, т.е. отдельные утверждения теории не должны противоречить друг другу.
05
Экономность
Хорошая теория должна описывать максимальное количество эмпирических данных при минимальном количестве теоретических положений.
06
Плодотворность
Хорошая теория вызывает всеобщий интерес и стимулирует многих ученых к её проверке и дальнейшей разработке.
07
Эстетичность
Хорошая теория при знакомстве с которой мы испытываем удовольствие. Это связано с ее интуитивной и даже эстетической привлекательностью, которую невозможно измерить. Возникает «чувство правоты» теории — нам кажется, что она схватывает суть того, что пытается объяснить.
08
Практичность
Хорошая теория должна служить человеку практическим руководством для решения проблем в повседневной жизни.
09
Способность давать
ценностные ориентиры
Хорошая теория оказывает определенное воздействие на наше представление о самих себе, на то, что мы о себе думаем, какие мы и на что способны, и таким косвенным образом хорошая теория влияет на наше поведение.
10

Классификация основных отраслей
психологической науки

Согласно классификации К. Мадсена, методолога и специалиста в истории датской психологии, отрасли психологической науки можно разделить на три больших класса:
Фундаментальные дисциплины
Пограничные
дисциплины
Прикладные
дисциплины
Преимущества данной классификации в том, что она допускает дальнейшее развитие. Данную классификацию можно рассматривать как основу построения учебного плана по психологии, которую используют как преподаватели, так и студенты дневного отделения.
Фундаментальные дисциплины
К фундаментальным дисциплинам относятся три основные дисциплины – общая психология, дифференциальная, психология развития. Каждая дисциплина состоит из неких традиционных разделов.
Общая психология
Общая психология изучает такие феномены и проблемы, которые имеют первостепенное значение и является общей базовой дисциплиной для всех других. Изучает такие феномены как психика, память, мышление, личность и др, знание которых необходимы каждому психологу. В общей психологии разрабатываются основные определения психологической науки изучаются вопросы методологии и истории который также важные для психологии в целом
Дифференциальная психология
Дифференциальная психология или иначе ее можно назвать психологии индивидуальных различий в этой дисциплине изучаются основные психологические особенности отдельных индивидов или отдельных групп людей по которым либо индивидуально либо группы людей и отличаются друг от друга
Психология развития
Отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Общая психология
Getting things done is a process. It demands accountability, and has clear goals. Follow through is the most valuable asset to any organisation. Successful teams ask questions, evaluate reality, and navigate toward specific solutions.
Общая психология
включает в себя следующие разделы:
1
Методисциплины
Включают в себя методологию и историю психологии. Методология - наука о методах познания, отвечающая на вопрос - каким образом можно приобретать истинные знания о мире?
2
Психология мотивации и эмоций
Общая организация мотивационной сферы. соотношение биологического и социального уровня мотивации. Виды мотивации. Потребность как источник активности. Психология эмоциональных состояний и чувств, механизмы их возникновения и их влияние на познавательные процессы и личность в целом.
3
Психология личности
Изучает не отдельные аспекты психического функционирования, а охватывает всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое. В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.
4
Когнитивная психология
Основным предметом когнитивной психологии является изучение моделей познавательных процессов человека. Последователи когнитивной психологии рассматривают человека в качестве ученого, который строит гипотезы и схемы, а затем проверяет их действенность и оправданность на практике в реальной жизни.
5
Психология научения
Предметом психологии обучения является развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Психология обучения исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков.
Методисциплины и методология
Методисциплины - включают в себя методологию и историю психологии. Методология - наука о методах познания, отвечающая на вопрос - каким образом можно приобретать истинные знания о мире?
Методология включает в себя три раздела (уровня анализа):
Философский уровень
на этом уровне обсуждаются философские вопросы познания (возможно ли иметь истинное знание о мире?)
Научная методология
Уровень общей научной методологии - обсуждаются вопросы о способах научного познания (теории дедуктивного исследования Поппера)
Конкретные методы познания
Также есть такие общие методы как - наблюдения, беседы, метод опроса, метод тестов, метод измерения, метод эксперимента и тд.
Дифференциальная психология
Дифференциальная психология или иначе ее можно назвать психологии индивидуальных различий в этой дисциплине изучаются основные психологические особенности отдельных индивидов или отдельных групп людей по которым либо индивидуально либо группы людей и отличаются друг от друга
Все люди психологически разные у них могут быть разные характеры разные темпераменты разные способности но вообще-то не только люди но и классы людей группы людей тоже могут быть разными например есть какой-то отличие между женской и мужской психологией.
А в чём же заключается глобально вот эти различия ?
В дифференциальной психологии основные разделы здесь указаны способности интеллект 1 разделки на второй раздел индивидуальность личности имеются в виду такие категории как темперамент характер и типология индивидуальности например. Раскрывает тему того, что такое способности и что такое интеллект. Так же такое темперамент что такой характер, что такое типология индивидуальности. Показывает метод тестов которые широко используются для выявления индивидуальных психологических особенностей человека.
Капустин С.А.
Психология развития
Отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Пограничные дисциплины
Пограничные дисциплины - это такие дисциплины, в которых фундаментальная психология (прежде всего общая психология) пересекается со смежными науками, но лучше сказать - интересы общих психологов пересекаются с интересами представителей других смежных наук. Поэтому эти дисциплины и называются пограничные, потому что психология возникает на стыке, на границе, где она пересекается с другими дисциплинами.
Психология
и биология
Психология
и социология
Психология
и гуманитарные науки
Психология и биология

Первое пересечение - психология и биология, и на стыке этих двух науках возникают две дисциплины:
  • физиологической психологии
  • зоопсихология
В МГУ на факультете психологии принято другое название, вместо "физиологической психологии" используется название "психофизиология".

Вторая дисциплина называется "зоопсихология" о психологии животных, с пониманием того чем же психика животных отличается от психики человека,


Психология и социология

На стыке психологии и социологии (науки, которая изучает общественные явления и общественные процессы) возникает также целый ряд пограничных дисциплин:
  • социальная психология
  • этнопсихология
  • экономическая психология
  • политическая психология
Психология и гуманитарные науки

Общий класс пограничных дисциплин, которые возникает на стыке психологии с гуманитарными науками. Я привел здесь самые известные примеры:
  • психология искусства
  • психолингвистика
  • психология религии
Этот перечень может быть продолжен.


ПРИКЛАДНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Класс дисциплин, которые обозначаются как прикладные дисциплины. В чем их специфика? Это такие отрасли психологической науки, которые сложились в результате пересечения интересов с одной стороны фундаментальной психологии, а с другой стороны с какой-то областью общественной человеческой практики. Здесь приведены самые известные примеры общественной человеческой практики:
1
Педагогическая психология
Мы все учимся в школе, в техникуме или ВУЗе - это обширная общественная практика обучения человека. Мы все воспитываем своих детей, и нас воспитывали родители и продолжают воспитывать другие люди - в этих практиках практика обучения и воспитания психологи находят свое место, их интересуют определенные проблемы с психологической точки зрения. Например, с какого возраста следует обучать ребенка? Этот вопрос который касается и обучения, и образования, и психологии тоже. Есть ли какое-то психологическое обоснование начала обучения в школе? Как можно наиболее эффективно построить учебные курсы? Наиболее эффективно в том смысле, чтобы слушатели, студенты или учащиеся могли достигать наилучшего понимания того материала, который они изучают. Как воспитывать человека, как правильно его воспитывать? Это примерный перечень совершенно очевидных вопросов, которые интересуют педагогических психологов.
2
Клиническая психология
Помимо того, что мы все чему-то учимся, мы можем и заболеть. Приведу недавний пример, этот пример связан с COVID-19. Наши выпускники, наши психологи работали в клиниках, я разговаривал с нашим психологом, которой работал в клинике, где были дети. Возникает вопрос, какого рода проблемы испытывают дети, у которых выявлен COVID-19, и как можно справиться с этими проблемами? Вот конкретный вопрос, который интересует клинических психологов. Я уже не говорю о том, что есть психические заболевания, и клинический психолог должен понимать, какие психические процессы нарушаются при том или ином заболевании, и можно ли каким-то образом восстановить эти психические процессы.
3
Индустриальная психология
Помимо того, что мы учимся или болеем, мы ещё и работаем, тогда возникает отрасль под названием индустриальная психология, которую интересуют проблемы, возникающие у человека на рабочем месте. Человек как правило работает не один, а в трудовом коллективе, так вот какие психологические проблемы возникают в организации в целом. Вот примеры вопросов, которые интересуют индустриальную психологии. Психология труда, инженерная психология, эргономика и организационная психология.
4
Военная психология
Военная психология (интерес к психологическим проблемам, которые возникают на военной службе)
5
Судебная психология
Судебная психология (у нас она называется юридическая психология). Некоторые люди совершают преступления. И тогда один из вопросов - какими психологическими особенностями обладают преступники? Что это за люди как личности по своему складу?
6
Спортивная психология
Психология работающая в области спорта и занимающаяся психологией спортивных достижений и работой с профессиональными спортсменами.
- общая психология -
Наука и псевдонаука
В жизни каждого человека и в вашей собственной жизни всегда есть контакт с псевдонаукой.
Псевдонаука
Самыми известной псевдонаукой имеющих отношение прямое отношение к психологии безусловно является парапсихология. Парапсихологи заявляют о существовании по крайней мере четырех основных феноменов.
Телепатия
Способность читать мысли другого человека и пользоваться этим в собственных целях.
Ясновидение
Это способность видеть независимо от расстояния и времени.
Предсказание будущего
Способность знать будущее и предсказывать его другим людям на основе различных эзотерических систем.
Телекинез
Телекинез способность мысленно управлять физическими событиями.
возникает такой вопрос
Почему мы называем эти учения псевдонаукой?
В общем виде ответ можно дать такой. Потому что деятельность сторонников вот этих учений внешне напоминает научную деятельность но в действительности таковой не является. Почему? Вот давайте мы поговорим об этом несколько более подробно. Начнём с того в чём состоит сходство псевдонауки и науки? Я поставлю здесь два акцента.
Во-первых
Во-первых сторонники псевдонаучных учениях утверждают, что все те необычные явления изучением которых они занимаются доступно к наблюдению и они могут вам показать в реальности все эти необычные явления. В данных учениях также как и в науке объектами исследования являются те явления, которые якобы реально существуют и подвергаются изучению и в этом состоит первое сходство науки и всех псевдонаук.
Во-вторых
Во-вторых сходство в том что в псевдонауках тоже существуют теории объясняющей вот эти самые необычные явления, теории тогда что мы видим. В этом есть некоторые внешние сходства псевдонауки и науки . Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что во-первых, это отмечают реальные ученые, сторонники тех или иных псвевдотеорий не приводят убедительные доказательства реального существования тех феноменов, которые они хотят объяснить. Ученые спрашивают. Покажите нам телепатию? Покажите нам Телекинез? Покажите нам факты, которые свидетельствуют о том что люди родившиеся под определенным знаком зодиака имеют какое-то предначертания судьбы и своей жизни? Предоставьте пожалуйста доказательства? Вот первый вопрос который задают ученые. По имеющимся на данный момент сведениям и по изданной литературе и научным статьям, ответы на эти простые вопросы не даются. Вместо него публикуются подделки и это уже обман с тем чтобы продемонстрировать в научном свете вот эти феномены.
Предлагаемые псевдонауками теории пока не позволяют выводить из них такие гипотезы которые можно было бы проверять эмпирически. Ну и тогда учеными задается следующий вопрос. Вот вы предлагаете какие-то теории, тогда, где публикации и где результаты тех исследований которые подтверждают вашу теорию? Вот такие простые вопросы. Ну и к счастью или к сожалению на эти простые вопросы тоже не даётся никакого ответа. Но мы с вами знаем особенности научной публикации, как только исследования опубликовано и опубликовано по всем правилам в нём должна быть указана процедура получения того или иного результата, того или иного знания, то что любой другой ученый сразу может проверить. Ну и пока представители псевдонауки почему-то не рискуют публиковать исследования, которые после проверки другими учеными могли бы подтвердить их теории. Ну а раз так, то ученые вполне правомерно будут считать такие теории псевдонаучными. И значит увы мы не можем отнести вот эти учения к научным и получается, что деятельности парапсихологов и астрологов какая-то другая деятельность не имеющая никакого отношения к науке.
Капустин С.А.